Главные причины нарушения речи, или почему люди заикаются?

Для чего необходима работа логопеда с ребенком или взрослым, страдающим заиканием, в чем состоят логопедические занятия с заикающимся дошкольником и школьником? Подробности — в статье.

Массаж

С целью вылечить шепелявость у малыша пройдите курс массажа у специализированного доктора. Делать массаж дома не советуют, поскольку можно травмировать трахею или мышцы. Лишь знающий массажист для детей, который имеет специализацию в области излечения дефектов речи, дает гарантию успешного прохождения курса. Основополагающие принципы проведения массажа:

  • размеренный и плавный темп общения;
  • создание для малыша благоприятной среды;
  • включение спокойной мелодии;
  • согревающие руки массажиста.

Сеанс делают в правильной последовательности в таких местах:

  • шея;
  • верхний плечевой пояс;
  • мимическая мускулатура;
  • губы;
  • горло.

Главная задача терапии — расслабить все группы мышц. Они ежедневно у ребёнка в напряжении. Курс массажа составляет 12 сеансов. Если будет потребность, то повторить курс можно через 14 дней.

Для того чтобы корректировка шепелявости и курс массажа был ещё эффективней, специалисты могут порекомендовать добавить медикаменты.

Механизм возникновения логоневроза

Рассматриваемая проблема является следствием возникновения спазмов мышц органов артикуляционного аппарата. Существует несколько форм логоневроза:

  • клоническое заикание, появляющееся при кратковременных спазмах мышц, которые являются причиной повторения отдельного звука или слога;
  • заикание тонического типа отличают длительные оп времени судороги, которые провоцируют задержку речи;
  • смешанная форма сочетает в себе как клоническое, так и тоническое заикание.

Помимо возникновения судорог у органов артикуляции могут возникнуть судороги лицевых мышц и шеи.

Причины заикания кроятся в функционировании отделов головного мозга. В нем находятся отделы, которые отвечают за развитие речи. Нервные клетки головного мозга сформировали три важнейших центра, ответственные за речевое развитие.

  1. Первый центр – это центр Брока. Он обеспечивает работу мышц и связок, ответственных за речь.
  2. Второй центр – центр Вернике является слуховым центром, который отвечает за распознавание речи.
  3. И последний центр называется ассоциативным. Ассоциативным центром проводится анализ сказанного и происходит принятие решения.

Слаженное функционирование всех этих центров имеет циклическую форму. С помощью центра Брока мы способны произнести фразу, и он запускает в работу центр Вернике, который в свою очередь, воспринимая команду, сигналит ассоциативному центру. Ассоциативный центр запускает работу голосового центра.

Логоневроз возникает из-за прерывания этого цикла, возникающего в результате неравномерной скорости работы центров речи. Именно поэтому логоневроз чаще всего возникает у детей, поскольку речевые центры в раннем возрасте еще только формируются и начинают синхронно работать.

Формируясь и развиваясь, нервная система приводит к перевозбуждению центра Брока. Если он усиливает скорость своей работы, это вызывает размыкание речевого круга и нервные импульсы переносятся на участок коры, отвечающий за движения.

Читайте также:  Пристеночное утолщение слизистой верхнечелюстной пазухи что это

Это провоцирует возникновение мышечных судорог, и образование патологии, а центр Брока приходит в норму и снова замыкает речевой цикл. Нарушение в большинстве случаев возникает на согласном звуке, поскольку они по частоте схожи с нервными сигналами при возбуждении нервной системы.

Причины

Заболевание описывается даже в древних исторических манускриптах, но причины заикания у детей стали понятны, лишь благодаря русскому учёному И. П. Павлову, который, сформулировав понятие о высшей нервной деятельности, помог разобраться в происхождении неврозов. Нарушения могут определяться внутренними или внешними факторами.

Патологии головного мозга

Предрасположенность к заболеваниям данного характера может объясняться следующими причинами:

  • наследственность;
  • внутриутробные инфекции во время беременности;
  • гипоксия плода;
  • недоношенность;
  • родовые травмы;
  • темперамент холерика.

В большинстве случаев такого рода проблема определяется генетическими отклонениями. Если ребёнок начал заикаться, как только научился разговаривать, причины нужно искать именно в патологиях головного мозга.

Внешние воздействия

Но если ребёнок стал заикаться позже, в 3-4 года, причины нужно искать во внешних обстоятельствах. Заболевание могли спровоцировать следующие факторы:

  • инфекции ЦНС: менингит, энцефалит;
  • травмы головного мозга: сотрясение, ушиб;
  • сахарный диабет;
  • функциональная незрелость больших полушарий у детей до 5 лет: такое заикание проходит без медицинского вмешательства;
  • инфекции ушей, верхних дыхательных путей;
  • заболевания, провоцирующие ослабление организма: глисты, рахит, частые ОРВИ и ОРЗ;
  • сопутствующие заболевания, вторичные состояния: бессонница, энурез, повышенная утомляемость, ночные кошмары;
  • психологические травмы: от испуга, страха, хронического стресса;
  • неправильное воспитание: избалованность, изнеженность или, напротив, слишком завышенные требования;
  • проблемы с формированием детской речи: если родители сами разговаривают быстро и нервно;
  • подражание взрослым.

Родители должны понять, почему ребёнок заикается: это поможет выбрать правильный курс лечения и обезопасить его в дальнейшем от подобных провоцирующих факторов (имеются в виду внешних).

Очень многое зависит от той эмоциональной обстановки, в которой он растёт. Если она благоприятна, малыш чувствует родительскую заботу (в меру), не обделён любовью, не испытывал никогда серьёзных стрессовых нагрузок, с речью у него проблем не возникает. Если же всё с точностью до наоборот и семья страдает от постоянных конфликтов, кроха зажимается, и в результате у него диагностируется заикание в той или иной форме.

По страницам истории. Первое подробное описание заикания можно найти в трудах Гиппократа, а это IV век до н. э.

Этапы развития заболевания

Приобретенное заикание развивается медленно, и течение болезни можно разделить на четыре этапа и придать ему следующую структуру:

  • Первая фаза характерна редкими проявлениями болезни. Заминки речи возникают в основном в начале построенной фразы. Невроз на данном этапе больше всего заметен при произношении коротких слов и предлогов. Сам пациент еще не переживает о своей проблеме и свободно разговаривает.
  • На втором этапе начинаются легкие проблемы в общении, появляется смущение. Человек начинает обращать внимание на свою речь и все время ее контролировать. Длинные и тяжелые слова становятся тяжелыми для произношения, дефективность речи проявляется чаще.
  • На третьем этапе трудности при разговоре появляются чаще, но заболевший не уделяет много внимания проблеме, продолжает спокойно жить в не теряется перед большой аудиторией.
  • Четвертая фаза больше влияет на психику человека: появляется желание изолироваться от общества, избегать речей перед публикой. Больной начинает заменять слова на более удобные, боится говорить и находится в постоянном волнении. Этой фазе больше подвержены взрослые заболевшие.

Определение заболевания на ранних этапах даст больному больше шансов на полное избавление от заикания.

Разделяют заикание и по возрасту начала проявления симптомов – врожденное, детское, подростковое и взрослое. Такое разделение помогает врачу лучше понять причины болезни, подобрать правильные средства, увидеть, как проходит заболевание и сформировать подходящую методику борьбы с неврозом.

Признаки нарушения речи у ребенка

К основным симптомам нарушения речи относятся судороги речевого аппарата, изменения физиологического дыхания, бурная жестикуляция и логофобия. При заикании трудности возникают в начале или середине речи. Дыхание при логоневрозе неровное, сбивчивое, часто наблюдается одышка или частые вдохи. Речь у детей, страдающих логоневрозом, сопровождается непроизвольным подергиванием мимических мышц, морганием, кусанием щек или губ. Присутствуют т.н. речевые уловки – ненужные звуки или слова, изменения интонации, ритма разговора или тембра голоса. Патология часто сопровождается потливостью, учащенным сердцебиением, бледностью кожи.

Специалисты выделяют три степени тяжести заболевания:

Признаки нарушения речи у ребенка
  • Легкая – проявляется запинками при спонтанной речи, сильном волнении.
  • Средняя – нарушения тембра заметны в монотонной речи, при чтении.
  • Тяжелая – речевые судороги постоянны, ребенок затягивает слова, вставляет лишние звуки. Характерны нарушения сердцебиения и дыхания при разговоре.

Лечение заикания

Лечение заикания всегда носит комплексный характер, и начинать его стоит только после прохождения всестороннего обследования. Если доктора решат, что у ребенка невротический тип заикания (логоневроз), то главным специалистом, с которым вам предстоит контактировать, станет детский психолог. Его основными задачами будут обучение способам релаксации, снятие мышечного и эмоционального напряжения, повышение эмоциональной устойчивости ребенка к стрессам, обучение родителей методам эффективного взаимодействия с ребенком с учетом его свойств нервной системы, выбор оптимальных воспитательных мер и пр. Также, скорее всего, необходим будет прием фармакотерапии в виде успокаивающих и снимающих мышечные спазмы препаратов, правильно подобрать которые сможет невролог. Безусловно, потребуется и работа с логопедом. При неврозоподобном заикании в большей степени предстоит сотрудничать с логопедом-дефектологом, т.к. этот вид заикания требует в большей степени логопедической помощи, которая должна быть регулярной и продолжительной (не менее года). Основная цель работы логопеда – научить ребенка правильно говорить. Также предстоит динамическое наблюдение невролога, который, скорее всего, назначит длительное комплексное медикаментозное лечение, игнорирование которого не увенчает логопедическую работу успехом. Психотерапевтическая помощь в данном случае не играет ведущую роль.

Лечение заикания
Лечение заикания

Лечение заикания
Лечение заикания

Лечение заикания
Лечение заикания

Заговорить пищу, чтобы не заикаться

Против заикания можно применять и ритуалы, проводимые на пищу. Для проведения данного ритуала берете пророщенное пшеничное зерно, которое замачивают заранее, чтоб оно проросло – ростки должны быть 1 см., а усилить результат можно, если замочить само зерно в святой воде. Проговаривают слова заговора над пищей, в которую добавляют ростки пшеницы. Звучат они так:

Читайте также:  Как используется морская соль для ингаляций небулайзером

«Яви господи милость твою, мудрость и все благодетели, подари рабу Божьему…имя…свой свет и тепло, да любовь бесконечную. Поставь в помощь ангелов твоих, дабы очистили они душу раба Божьего…имя…дабы речь его лилась из уст ровно, как ты изливаешь на нас любовь и свет свой. Вместе с пищей благословенной примет раб Божий…имя…суть свою божественную, понесет имя твое на устах, волю твою в сердце своем. Как речь его чиста, по воле твоей, так и плата тебе делами добрыми.»

После дают еду пациенту.

Методики занятий

Власова и Рау разработали систему, в основе которой постепенно усложняющиеся упражнения. На первом этапе предполагалось произношение вслух выученных стихов, фраз, декламация. Широко применяется совместная, отраженная речь.

На втором этапе дети устно описывают картинки, опираясь на наводящие вопросы, составляют рассказы по серии изображений. На третьем этапе навыки закрепляются в повседневных делах.

Методики занятий

Для школьников используют другие методики коррекции. У них ведущей деятельностью является учебная, вводятся уроки, воздействие оказывают учитель и логопед.

Используются методики Чевелевой, в ходе которых дети делают поделки, проговаривая все действия. Ястребова выделила три периода обучения. На первом происходит уточнение знаний о языке, на втором активизируется выработка навыков, на третьем они закрепляются.

Группа специалистов (Абелева, Голубева, Евгенова и другие) создали особую методику для взрослых и подростков. Коррекция сопровождается определенными методами психотерапии — гипнозом, техниками расслабления и другими.

Арутюнян разработала авторскую методику коррекции заикания. В ходе нее человек преодолевает свой дефект с помощью пальцев. Он синхронизирует речь с движениями пальцев. Занятия ведутся в небольших группах по 5 человек.

Ведущая рука кладется на бедро, пальцы нажимают на ногу. При произнесении каждого слога, палец перестает давить на поверхность. Движения руки становятся контролером темпа и скорости речи.

Методики занятий

Методика включает в себя четыре этапа. На первом заикающийся учится расслабляться, снимать мышечное напряжение. На втором отрабатываются движения пальцев. На третьем тренируется произношение слов и коротких фраз. На четвертом происходит работа с текстом.

Недостатком методики Арутюнян считают отсутствие полноценного психотерапевтического сопровождения. Некоторые специалисты полагают, что посредством тренинга нельзя сильно исправить дефект.

В коррекции заикания нельзя выделить одну методику. Каждый случай требует индивидуального подхода специалиста. Последствия заикания могут сохраняться на протяжении всей жизни.

Парк - ресурс о здоровье