Детские дыхательные упражнения. Дыхательная гимнастика для детей

Мы этим спасались + высокая подушка, которую я периодически поправляла, чтоб не сползал.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика представляет собой комплекс несложных для ребёнка упражнений или, точнее сказать, занимательных и весёлых игр.

А задачу она выполняет чрезвычайно важную: укрепление детского иммунитета, насыщение организма кислородом, обеспечение активной работы головного мозга, сердечной мышцы, надёжное функционирование нервной и пищеварительной систем.

Узнайте почему болеют дети, и как сделать чтобы он болел меньше.

Ребёнка следует научить правильно дышать, чтобы полностью очищались лёгкие, не допуская застойных очагов «испорченного» углекислым газом воздуха. Ведь в таком случае в кровь будет поступать меньше кислорода, клетки всех органов будут голодать, тем самым ослабляя защитные барьеры перед различными заболеваниями.

Круг замыкается: нет полноценного дыхания – нет нормальной работы человеческого организма.

Начинать заниматься дыхательными упражнениями можно с ребёнком, достигшим возраста 1,5-2 лет. Сперва надо продемонстрировать малышу, что такое дыхание. Для этого можно поиграть с одуванчиком: подуть на него ртом, чтобы видно было, как разлетаются пушинки; затем можно то же действие произвести носом, прижимая поочерёдно к переносице то одну, то другую ноздрю.

Таким же поочерёдным дыханием можно упражняться, задувая свечи, запуская бумажную мельницу, сдувая с ровной поверхности бумажных мотыльков. Надувание мыльных пузырей приносит массу удовольствия, веселья и прекрасно тренирует дыхание малышей.

Знаете ли вы? У медузы отсутствуют лёгкие или жабры, её кожа настолько тонкая, что молекулы кислорода без проблем проникают внутрь организма через неё. Таким образом, всё тело медузы – это орган её дыхания.

Во время прогулок в парке или дома в саду, в цветнике, на берегу реки или моря очень полезно вместе с ребёнком вдыхать через нос полной грудью свежий, ароматный воздух и полностью выдыхать его через рот, стараясь максимально освободить лёгкие.

При этом надо следить за тем, чтобы при вдохе плечи малыша не поднимались, а при выдохе щёки не раздувались.

Важно обращать внимание ребёнка на то, как пахнет трава, море, сад после дождя, распустившийся бутон розы, ландыши. Это одновременно развивает и восприятие окружающего мира через запахи и укрепляет детский организм.

Прежде чем переходить к дыхательной гимнастике, надо постараться, чтобы ребёнок уверенно проделывал последовательность действий: вдох через нос и полный выдох ртом.

Существует целый ряд разнообразных занимательных и весёлых упражнений, которые вы сможете выполнять вместе с малышом, выбирая самые интересные для него, дополняя их использованием мягких игрушек, воздушных шариков и мыльных пузырей. Научив ребёнка дышать носом, можно избавить его от частых насморков, ангин, ОРЗ. Специалистами замечено, что дети с поверхностным дыханием обладают лёгкими с небольшим объёмом – из-за этого недостаточно поступление кислорода в организм и, как следствие, подверженность ребёнка частым заболеваниям дыхательной системы.

Именно правильно подобранный комплекс упражнений может устранить эту проблему.

Знаете ли вы? Бобры способны задерживать дыхание под водой на целых 15 минут.

В качестве такого элемента дыхательной гимнастики для малышей можно посоревноваться с ребёнком: вырезать из цветной бумаги бабочек, расположить их на ровной поверхности и помериться силами в том, кто сильнее дунет на одну из них, и чья бабочка дальше улетит.

Можно уложить малыша на кровать или на ковёр на полу, усадить ему на живот небольшую мягкую игрушку и устроить катание на «лифте» или «на воздушном шаре»: на вдохе живот должен выпячиваться и пушистый любимец поднимается, а на выдохе живот опускается вместе с ним.

Если помочь ребёнку представить, что его живот – это воздушный шар, то можно провести тренировку, на вдохе через нос надувая его, а на выдохе ртом выпуская максимально из него воздух. Проделывать все действия следует спокойно, не торопясь, достаточное количество повторений – 2-3 раза.

эффективных упражнений дыхательной гимнастики для здоровых легких

Каждый раз, когда мы вдыхаем и выдыхаем, наши легкие изо всех сил стараются сохранить как можно больше кислорода в теле. Легкие считаются самыми крупными органами тела. Они отвечают за подачу кислорода в кровь и фильтрацию углекислого газа из нее. Текстура у легких губчатая и пористая, поэтому они могут поглощать вредные элементы из окружающей среды. Чаще всего проблемы с легким вызваны чрезмерным курением. Лучший способ сохранить здоровье легких — это бросить курить! Но есть и другие способы, которые помогут сохранить наши легкие не забитыми. Фактически, дыхательная гимнастика для этого и предназначена.

Что такое «дыхательные упражнения для легких»?

Дыхательные упражнения — это простые тренировки, которые нужно делать для увеличения уровня энергии и уменьшения напряжения в теле. Чтобы получить максимальную пользу, важно нужно следить за правильностью выполнения. Когда стенки легких сжимаются и человек выдыхает воздух, то происходит очищение.

Пранаяма — эффективная дыхательная техника, которой можно следовать, чтобы увеличить объем легких и обеспечить необходимый уровень кислород в теле.

Топ 9 дыхательных упражнений:

Давайте посмотрим на 9 самых лучших упражнений для дыхания:

  1. Дыхание животом:

Для выполнения этого упражнения необходиом лежать на спине и глубоко дышать. Немного подушек можно держать под коленями и шеей, чтобы помочь животу подняться при вдохе и упасть при выдохе. Выполняйте в течение примерно 5 минут.

  1. «Жужжащее» дыхание:

Для этого упражнения вам нужно издать длинный гудящий звук, выдыхая воздух, а мышцы живота должны быть втянуты внутрь.

  1. «Китайское» дыхание:

Эта дыхательная гимнастика включает в себя короткие вдохи через нос без выдоха. Она также расслабляет ум и тело, обеспечивая его кислородом, необходимым для метаболизма в организме.

  1. Резкий выдох в наклоне:

Для этого упражнения просто встаньте ровно на землю и наклонитесь вниз до пяток. Выдохните весь воздух из легких, а затем вернитесь в вертикальное положение.

  1. Растяжка ребер:

Вам нужно стоять в вертикальном положении и потянуться в одну из сторон. После чего медленно вдохните, чтобы максимально увеличить объем легких. Затем задержите дыхание в течение 20 секунд.

  1. Абдоминальное дыхание:

Начальное положение: лежа на спине, одна рука на животе, другая на грудной клетке. Приняв правильное положение, вдохните и медленно выдохните через рот.

  1. Анулома-Вилома пранаяна:

Эта дыхательная гимнастика полезна для тела и может быть сделана как разминка перед выполнением глубоких дыхательных упражнений. Она в основном делается для улучшения работы легких и очистки дыхательных путей для большего притока кислорода. Этот альтернативный вид дыхания через ноздри полезно и может даже уменьшить стресс.

  1. Кардио-сосудистые упражнения:

[Джампинг Джек, приседания с выпрыгиванием, выпады с выпрыгиванием]

Читайте также:  Ларингит у ребенка. Ложный круп, лечение, осложнения

Эти упражнения также могут быть сделаны для вдыхания свежего воздуха, и они полезны тем, что могут помочь человеку бросить курить.

  1. Аэробика:

Эти упражнения можно выполнять для повышения эффективности дыхания. Они включают в себя: бег, велоспорт и катание на коньках. Также они приводят к улучшению дыхания и общей эластичности тела.

Основная цель таких занятий — снабдить тело как можно большим количеством кислорода для здорового функционирования всех систем организма. Таким образом, необходимо соблюдать правильную технику выполнения, и для получения желаемых результатов нужно обязательно почувствовать расширение грудной полости.

Диагностика

При обнаружении первых симптомов аденоидов доктор Комаровский настоятельно рекомендует обратиться к врачу. Диагностика позволит точно поставить диагноз патологии, которая препятствует нормальному дыханию детей. Первым делом осмотр у врача начинается с визуального осмотра носоглотки и пальпации горла. Прощупывая горло, врач может обнаружить нетипичное воспаление миндалин.

Доктор Комаровский считает, что наиболее эффективными методами диагностики является рентгенологическое обследование. Снимки носоглотки позволят внимательно изучить положение стенок дыхательных путей, зафиксировав локализацию опухоли. Также в качестве диагностических методов используется компьютерная томография, эндоскопия, риноскопия (задняя и передняя).

Диагностика

Обычно используется несколько методов обследования в комплексе для большей достоверности диагноза. После определения аденоидов врач назначает способ лечить патологию.

Подготовка к упражнениям

Перед проведением занятий вам необходимо подготовить ребенка:

усадите его поудобней на стульчик;

попросите выровнять спинку и слегка приподнять подбородок;

тело должно быть полностью расслабленным.

После подготовки можно начинать дышать. Не нужно слишком глубоко вдыхать: вдохи должны быть легкими и только через носовые ходы. Аналогичным образом производятся выдыхания воздуха.

Лечение аденоидов по методу Бутейко будет эффективным, если в дыхании будет задействована только диафрагма. На первых порах вы будете ощущать нехватку воздуха, но не стоит паниковать, а тем более — на этом останавливаться.

Длительность такого упражнения составляет не более десяти минут. После этого можно сделать небольшой перерыв и приступить уже непосредственно к основной части.

Как правильно проводить дыхательную гимнастику

С помощью дыхательной гимнастики ребенка учат дышать правильно – при вдохе максимально наполнять воздухом легкие, расширяя грудную клетку, а на выдохе легкие освобождать от остаточного воздуха, буквально выталкивая его сжиманием легких. Ведь в случае, когда ребенок не делает полноценного выдоха, в легких остается немного отработанного воздуха. Этот воздух препятствует поступлению свежего воздуха в необходимом количестве.

Специалисты рекомендуют делать упражнения для дыхательной гимнастики для детей по 10-15 минут два раза в день. После последнего приема пищи должно пройти не менее часа. Можно выполнять дыхательную гимнастику в начале комплекса физических упражнений, утренней зарядки. А можно заниматься дыханием отдельно.

Очень важно заинтересовать ребенка, так как в начале дыхательные упражнения могут ему показаться скучными и сложными. Можно давать веселые или смешные названия упражнениям, проводить занятия в игровой форме, использовать при выполнении упражнений любимые игрушки.

Как правильно проводить дыхательную гимнастику

В теплое время года дыхательные упражнения для детей лучше всего проводить на свежем воздухе. В холодный период перед началом занятий следует проветрить комнату.

Важно во время выполнения дыхательной гимнастики следить за малышом, чтобы не пропустить симптомы гипервентиляции легких, такие как изменение цвета лица, учащенное дыхание, чувство покалывания в конечностях, дрожание кистей рук. При появлении таких признаков, занятие необходимо прекратить.

В случае если у ребенка начинает кружиться голова во время выполнения упражнений, делают следующее: ладошки складывают «ковшиком» вместе, подносят их к лицу и малыш глубоко в них дышит несколько раз. Затем можно продолжать дыхательную гимнастику.

упражнений, которые подойдут всем

1. Сидим на стуле, кисти рук кладем на плечи, начинаем небыстро вращать локтями вперед, затем назад с максимальной амплитудой. Дыхание свободное.

2. Кисть правой руки кладем на левое плечо, при этом локоть параллелен полу. В таком положении делаем вдох, а на выдохе подносим локоть ко лбу, при этом голова не наклоняется. На вдохе возвращаем в исходное положение.

Читайте также:  При кашле отходит желтая мокрота

3. Руки согнуты в локтях, прижаты к телу, смотрят вперед параллельно друг другу. На вдохе разводим предплечья (часть руки от локтя до кисти) в стороны, руки до локтя по-прежнему прижаты к телу. На выдохе снова сводим параллельно.

4. Сидим на стуле, руки лежат на коленях, голова смотрит прямо. Вдох – голова в сторону, выдох – в исходное положение.

5. Сидим на стуле, правую ногу ставим на носок и начинаем ею рисовать круги на полу, затем меняем ноги.

6. Сидим или стоим, руки на поясе. Делаем вдох и вслед за рукой на выдохе наклоняемся в сторону.

7. Сидим на стуле, руки в замке за головой. Вдох, а на выдохе поднимаем левое колено и тянемся к нему правым локтем («скрутка»), вдох – исходное положение. Меняем руки.

Такое упражнение у пациентов после перенесенной пневмонии может вызвать кашель, это хорошо, врач рекомендует откашляться на выдохе, для легких это полезно.

8. Руки на плечах, локти в стороны. На вдохе сводим локти перед собой и «прячем» в них голову лицом вниз, на выдохе возвращаемся в исходное положение.

9. Складываем руки «окошком»: ладони кладем на локти, на вдохе поднимаем руки вверх, на выдохе опускаем вниз.

10. Еще один вариант этого упражнения: руки сложены также «окошком» перед собой, вдох, а на выдохе отводим руки в сторону и тянем.

11. Диафрагмальное дыхание. Одна рука на груди, другая на животе. На вдохе как бы надуваем живот, при этом грудь остается на месте, не поднимается. На выдохе живот втягиваем обратно.

12. Последнее упражнение – «поза кучера». Сидим на стуле, локтями опираемся на колени, голову наклоняем вниз. «Правильно» дышим и расслабляемся 30-60 секунд. 

«Мы видим поэтапную работу над разными отделами легких: верхние, средние, нижние. При вирусной инфекции поражение происходило нередко тотальное, все отделы легких задеты, очень важно поэтапно, сверху вниз активировать мышцы: межреберные, верхнего плечевого пояса и  диафрагмы», – прокомментировала комплекс упражнений Мартыненко.

Советы доктора Комаровского

Разобравшись, как облегчить дыхание при аденоидах в детском возрасте, рекомендуется прислушаться к советам главного педиатра СНГ – доктора Комаровского.

  1. Нормализовать сон и облегчить ночное дыхание ребенку поможет увлажнитель воздуха, установленный в спальне. Вообще, педиатр рекомендует всегда использовать это устройство для поддержания оптимального климата в спальне малыша. Взрослым увлажнитель воздуха тоже пойдет на пользу, поэтому пару приборов лучше всегда иметь дома.
  2. Перед сном рекомендуется получасовая прогулка на свежем воздухе. Это поможет избавиться от заложенности и насытить организм кислородом перед сном. В результате малыш будет крепко спать, а дышать во сне станет проще.
  3. Перед сном обязательно проветрить помещение. Ребенку можно промыть нос солевым раствором, а лучше использовать специализированный спрей для этих целей – Аквамарис или Хьюмер.
  4. Комаровский ни в коем случае не рекомендует воздерживаться от капель при аденоидах, но напоминает, что сосудосуживающими препаратами можно пользоваться только короткими курсами.

В качестве профилактики проблем с дыханием при аденоидах можно посещать соляную пещеру. Такая комната сейчас есть практически в каждой поликлинике и даже спа-центрах. Десятиминутный сеанс нахождения в соляной пещере укрепляет иммунитет и нормализует дыхание, к тому же, пары соли обладают антисептическим и противовоспалительным действием.

Главный совет для родителей – не запускать насморк. При появлении новых симптомов следует обратиться к врачу, так как любое запущенное заболевание при аденоидах грозит осложнениями.

Дыхательная гимнастика для детей (Е. В. Пантелеева,

Глава 4. Упражнения для детей в возрасте 7–8 лет

Детям в возрасте 7–8 лет будет полезно выполнение следующих упражнений.

 Сидя на стуле с выпрямленной спиной ребенок дышит равномерно и глубоко. При этом руки должны быть расслаблены и опущены по швам. Пятки и носки ног вместе.

 В положении сидя ребенок зажимает большими пальцами рук уши, в то же время двумя средними пальцами прижимая крылья носа. Затем делает глубокий вдох, закрывает рот и выпускает воздух в полость рта так, чтобы надулись щеки. Затем опускает голову вниз, закрывает глаза и кладет на веки указательные пальцы. Взрослый считает до 10. Ребенок поднимает голову, убирает пальцы с глаз и носа и выдыхает воздух через нос. После этого убирает пальцы с ушей и опускает руки.

Детям, перенесшим заболевания или операции на ЛОР-органах, рекомендуется выполнять последовательно следующие упражнения:

Исходное положение стоя. Ребенок разводит руки в стороны до уровня плеч, чуть отведя их назад. Делает вдох. Опускает руки, скрещивая их перед грудью и делая выдох. Затем возвращается в исходное положение;

Предыдущее упражнение с нарастающей физической нагрузкой: подъем на носках, разведение ног в стороны, подтягивание на вдохе и возвращение в исходное положение на выдохе;

Бег, прыжки и другие упражнения в комплексе с дыхательной гимнастикой.[4]

Дети в возрасте 7–8 лет могут самостоятельно выполнять упражнения любой сложности. Рекомендуется начинать гимнастику со статических упражнений.

Ребенок ложится на спину и делает вдох через нос, расширяя грудную клетку и втягивая живот. Выдох – грудная клетка сжимается, живот округляется.

Читайте также:  При кашле отходит желтая мокрота

Ребенок садится на стул, спина прямая, руки на поясе. На счет «раз» ребенок делает полный вдох через нос. Грудная клетка сжата, живот округлен. На счет «два» делает выдох через рот.

 Ребенок встает прямо, кладет правую руку на грудь, левую – на живот. Вдыхает через нос, регулируя руками дыхание: грудная клетка должна расширяться, живот втягиваться. Потом делает выдох через рот.

Затем следует перейти к выполнению динамических упражнений.

 Ребенок ложится на спину, руки лежат вдоль туловища, ноги прямые, носки вместе. На счет «раз» ребенок делает вдох через нос. На «два» он поднимает корпус, не сгибая коленей, и дотрагивается пальцами рук до пальцев ног – делает выдох. Возвращается в исходное положение.

 Ребенок садится на стул, руки на поясе. На счет «раз» он поднимает и разводит руки в стороны, делает вдох. На счет «два» опускает руки и делает выдох.

 Ребенок встает прямо, руки опущены вдоль туловища, ноги вместе. На счет «раз» делает вдох, на «два» наклоняется вниз и делает выдох. При этом старается достать руками до пола, не сгибая ног.

 Ребенок встает прямо, руки по швам, ноги на ширине плеч. На счет «раз» ребенок поднимает руки вверх и делает вдох. На счет «два» опускает руки вниз, отводит их назад и вверх. Одновременно приседает. Делает выдох и возвращается в исходное положение.

Если у ребенка есть проблемы с дыханием, оно затруднено, то рекомендуется выполнять специальные дыхательные упражнения, в ходе которых осуществляется нажим на грудную клетку и т. д. Приведем некоторые из них.

 Ребенок садится на стул, руки на поясе, ноги слегка расставлены, спина прямая. На счет «раз» он делает вдох через нос, на счет «два» поднимает правую ногу и прижимает ее руками к груди – выдох. Выполняет то же самое левой ногой.

 Ребенок встает прямо, ноги на ширине плеч, руки по швам. На счет «раз» делает вдох и разводит руки в стороны. На счет «два» кладет руки на пояс, наклоняет верхнюю часть туловища, как бы сжимая грудную клетку, и делает выдох.

 Ребенок встает прямо, ноги на ширине плеч, руки по швам. На счет «раз» делает вдох. На счет «два» наклоняет корпус влево, при этом сгибает правую руку в локте, поднимает ее локтем вверх. Делает выдох через рот. Левая рука свободно опущена. Возвращается в исходное положение.

Таким образом, упражнения для детей в возрасте 7–8 лет могут быть более сложными, но в то же время цель у них одна – развитие дыхательной системы с одновременным укреплением мышечной ткани и других органов. Главное, выполнять упражнения правильно и с хорошим настроением, и результат скоро даст о себе знать.

Миф №Аденоиды растут повторно после операции

Этот миф оказывается правдой лишь в 7% случаев. Причём, многие считают, что связано это с возрастом ребёнка: чем младше кроха, тем больше вероятность, что аденоиды вырастут снова. На самом деле, влияет не возраст, а только качество сделанной операции: если при удалении аденоидов остаются частицы лимфоидной ткани (до 50%), то они могут разрастись. Данная проблема была актуальна раньше, когда операции делались вслепую. Современное оборудование (эндоскопы, микроскопы) позволяют врачу отслеживать детально весь процесс.

Мнение врачей

На протяжении всей лечебной практики А. Н. Стрельникова подвергалась критике со стороны врачей за противоречащие физиологии дыхания принципы гимнастики и несоблюдение врачебной этики (лечение пациентов без медицинского образования).

После проведения небольшого исследования в 1986 году с тремя группами пациентов результаты были неоднозначными — всего у трети больных наблюдалось некоторое улучшение (большинство их них с заиканием), зато у троих возникли сосудистые катастрофы. Больших исследований с крепкой доказательной базой на тему безопасности и эффективности методики не проводилось.

Тем не менее, существует множество писем пациентов, несколько рецензий врачей, которые свидетельствуют о хороших результатах.

Ошибки и отрицательное влияние на организм

Существуют негативные суждения о механизмах действия гимнастики на организм:

  1. Бронхи в норме расширяются на входе и немного суживаются на выдохе. Вследствие гиперреактивности их стенок, отеке, закупорке слизью при астме воздух проходит на вдохе, а на выдохе возникает препятствие (появляется экспираторная одышка). Делая гимнастику Стрельниковой при тяжелой астме, пациент нагнетает воздух в грудную клетку, тем самым обеспечивает себе эмфизему — повышенную воздушность легких.
  2. Эффект от гимнастики объясняется разрывом альвеолярно-гематического барьера при резком и сильном вдохе и дальнейшем увеличении оксигенации крови. Напротив, при деформации морфофункциональной единицы легких — ацинуса с альвеолами — и нарушении аэрогематического барьера происходит снижение дыхательной функции.
  3. Усиленное дыхание приводит к кратковременному повышению кислорода в крови (в течение нескольких минут). В дальнейшем гипервентиляция способствует обратным процессам: гемоглобин перестает активно отдавать кислород тканям, снижается активность ферментов и витаминов, РН крови сдвигается в щелочную сторону (алкалоз) — возникает парадоксальное кислородное голодание. Сосуды головного мозга на изменение кислотности среды реагируют спазмом, от этого могут возникнуть проявления в виде повышения активности или эйфории или других симптомов.
  4. Сама методика частого и интенсивного дыхания способствует повышению ЧСС, усиленной трате сердечных ресурсов. Сдвиг РН в щелочную сторону может провоцировать аритмии и ишемию миокарда. Это может отрицательно сказаться на состоянии людей, имеющих заболевания сердца.
Парк - ресурс о здоровье